Досудебное урегулирование споров
Граждане, будучи участниками гражданско-правовых отношений, могут столкнуться с нарушением своих прав и законных интересов со стороны контрагентов. Однако это не повод немедленно обращаться с исковым заявлением в суд, первоначально стоит попробовать урегулировать возникший конфликт, прибегнув к досудебному урегулированию спора.
Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора предполагает разрешение конфликта без участия судебных органов, а путем письменных переговоров между сторонами спора. Стоит обратить внимание, что досудебное урегулирование спора может быть двух видов – <strоng>добровольное</strоng> и <strоng>обязательное.</strоng>
Соблюдение досудебного урегулирования спора обязательно сторонами в случае, если такой порядок:
- предусмотрен сторонами в самом договоре;
- предусмотрен законом (абз. 7 ст. 132ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ).
<strоng>ВАЖНО!</strоng> Если стороны захотят разрешить свой спор в судебном порядке, минуя процедуру обязательного претензионного порядка, то:
- исковое заявление будет возвращено судом (п. 1 ч. 1 ст. 135ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ),
- а в случае его принятия судом, подлежит оставлению без рассмотрения (п. 1 ч. 1 ст. 222ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ).
Законодатель определяет следующие ситуации, в которых соблюдение претензионного порядка обязательно:
<strоng>Ситуация</strоng> |
<strоng>Норма закона</strоng>
|
1. Споры о взыскании обязательных платежей и санкций | ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ |
2. Споры о взыскании недоимки по налогам с физических лиц | ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ |
3. Споры о взыскании налоговых санкций (штрафов, пеней) с физических лиц | абз. 2 ч.1 ст 104 Налогового кодекса РФ |
4. Споры о взыскании таможенных платежей (пошлин, налогов) | ч. 3 ст. 150 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
|
5. Споры по обжалованию решений (требований, актов) налогового органа | ч. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ |
6. Споры при заключении договора в обязательном порядке | ч. 1 ст. 445 Гражданского кодекса РФ |
7. Споры при изменении, расторжении договора | ч. 2 ст. 452 Гражданского кодекса РФ |
8. Споры при расторжении договора аренды | ч. 3 ст. 619 Гражданского кодекса РФ |
9. Споры при расторжении договора найма, о выселении | ч. 4 ст. 687 Гражданского кодекса РФ;
ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса РФ; ч. 1 ст. 91 Жилищного кодекса РФ |
10. Споры при изменении, расторжении соглашения об уплате алиментов | ч. 4 ст. 101 Семейного кодекса РФ |
11. Споры о выплатах по договору ОСАГО | ч. 1 ст. 16.1 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
абз. 3 ч. 1 ст. 19 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» |
12. Споры, вытекающие из грузоперевозок | ч. 1 ст. 797 Гражданского кодекса РФ |
13. Споры, вытекающие из авиаперевозок груза, почты | ч. 3 ст. 124 Воздушного кодекса РФ |
14. Споры, вытекающие из ж/д перевозок груза | ст. 120 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» |
15. Споры, вытекающие из перевозок пассажиров, груза автотранспортом | ст. 39 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» |
16. Споры, вытекающие из перевозок внутренним водным транспортом | ч. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта |
17. Споры, вытекающие из договора перевалки груза | ч. 1 ст. 25 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» |
18. Споры, вытекающие из договора об оказании услуг связи | ч. 4 ст. 55 ФЗ «О связи»;
ч.7 ст. 37 ФЗ «О почтовой связи» |
19. Споры о качестве туристского продукта (претензии туроператору) | ч. 7 ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» |
Вся процедура по досудебному урегулированию спора выглядит следующим образом: лицо, чье право или законный интерес нарушено, направляет нарушителю требование (претензию) об исполнении лежащей на нем материально-правовой обязанности, дожидается ответа в срок, предусмотренный законом либо соглашением сторон.
Законодательно не установлено каких-либо требований к оформлению досудебной претензии, однако, как и любой другой письменный документ, она должна содержать в себе:
-
- Название, то есть само слово «претензия». Такое требование носит больше формальный характер и необходимо для того, чтобы субъект права, получивший такой документ, осознавал, что следующим шагом на пути разрешения конфликта может стать судебное разбирательство.
- Реквизиты сторон спора
- Требование заявителя с указанием, какое право было нарушено,
- Размер материального ущерба и способы его покрытия виновной стороной
- Иные другие сведения, которые необходимы для разрешения конфликта на досудебном этапе.
</оl>
Претензия – важный документ не только на этапе досудебного урегулирования конфликта, но и необходимое доказательство уже в процессе судебного разбирательства, на случай, если конфликт так и не удастся решить в претензионном порядке. Поэтому заявитель должен ответственно подойти к изложению и оформлению такого документа, а лучше доверить это дело профессионалам.
<р style=»text-align: center;»><strоng>Почему стоит выбрать именно нашу компанию?</strоng>
-
-
- Наши специалисты изучат подробно все обстоятельства дела, дадут оценку уже проведенным мероприятиям по рассматриваемому вопросу и предложат план дальнейших действий.
- Также будет проведена оценка понесенного ущерба с учетом процентов, штрафных санкций и пени.
- Специалисты разработают претензию на основе норм действующего законодательства, с подробным описанием требований, предъявляемых виновной стороне, оснований их предъявления, а также с указанием последствий несвоевременного их исполнения.
- Готовый документ вручается или направляется непосредственно клиенту (заявителю).
-
Высокий уровень профессиональной подготовки наших юристов в большинстве случаев гарантирует заключение мирового соглашения с выгодными для пострадавшей стороны условиями.
Цены на наши услуги
<strоng>Название услуги</strоng> | <strоng>Цена</strоng> |
Консультация специалиста | От 3 000 рублей |
Составление претензии | От 10 000 рублей |