+7 (831) 413-88-70

ул. Горького, 260

+7 (831) 413-88-79

ул. Коминтерна, 139

Новый ОКВЭД: трудности применения

В наши дни практически каждый предприниматель владеет общими сведениями о том, что представляет собой ОКВЭД. На этапе планирования своего дела и составления бизнес-плана так или иначе приходится сталкиваться с выбором конкретных направлений работы, в рамках которых в дальнейшем будет осуществляться хозяйственная деятельность. Следует обратить внимание, что ОКВЭД — это не просто перечень с иерархичным перечислением и группировкой всех возможных направлений бизнеса. ОКВЭД, впервые принятый в РФ 2001 году, является официальным нормативно-правовым документом, принятым в установленном законом порядке, при несоблюдении требований данного документа успешная гос. регистрация ооо, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не представляется возможной. Хотелось бы обратить Ваше внимание на последние изменения, которые вступили в силу относительно недавно — 11 июля 2016. Отметим, что у многих правоприменителей данное новшество, а точнее дата его вступления в законную силу, вызвало удивление. Для справки, ссылаясь на Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (в редакции от 17.02.2016) ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) отменяется только с 1 января 2017 года. А значит, новый ОКВЭД ожидался никак не раньше этой даты. Но отечественные законы и решения органов государственной власти полны неожиданностей и сюрпризов. Возникает резонный вопрос: какую цель преследовал законодатель, вводя вышеизложенные изменения?

Среди основных причин принятия нового ОКВЭДа выделим внутренние и  внешнеполитические. К первой категории следует отнести:

  • активное развитие экономических отношений;
  • появление новых направлений возможной предпринимательской деятельности;
  • совершенствование и доработка законотворческой техники.

Упоминая о внешнеполитической стороне вопроса, нельзя обойти стороной и закрыть глаза на глобальное стремление к интеграции экономики РФ и экономики ЕС. В результате последних изменений коды российского классификатора, наконец, пришли в соответствие с зарубежным перечнем.

Вкратце осветив теоретический аспект данного вопроса, коснемся его практической стороны. Отметим, что по сути никаких кардинальных изменений рассматриваемое нововведение не внесло: структура осталась прежней — от общей отрасли до конкретного вида, изменения затронули только цифры кодов и их словесные формулировки. Таким образом, по факту никаких положительных практических моментов, связанных с принятием ОКВЭД ОК 029-2014, юристы не обнаружили, а вот о проблемах, с которыми столкнулись практикующие юристы, нотариусы, сотрудники регистрирующего органа на момент вступления вышеупомянутого приказа в силу, стоит упомянуть. В чем же заключаются основные трудности?

  • Во-первых, отметим, что в связи с изменениями общероссийского классификатора появилась необходимость в установке обновленного программного обеспечения: ранее используемые программы, предоставленные ФНС, оказались непригодными для включения новых видов деятельности. Если новую версию программы по каким-то причинам, в большинстве случаев связанным с техническими сбоями официального сайта ФНС, с которого и скачивается программа, установить не удалось, оставался только один выход: лист с новыми видами деятельности заполняли вручную.
  • Во-вторых, как юристы-практики мы столкнулись с коллизией видов деятельности, которые отражаются в выписках из ЕГРЮЛ на бумажных носителях и в электронном виде. Напомним, что по закону старые коды, включенные в Единый реестр, в автоматическом порядке должны быть приведены в соответствие с новыми. Клиент обратился с такой проблемой: в выписке на бумажном носителе после такой автоматической перерегистрации у компании осталось 3 вида дополнительной деятельности. А если мы запрашиваем выписку с ЭЦП по этой же компании, можем наблюдать  уже 5 новых видов деятельности.

Остается только догадываться, сколько противоречий мы еще обнаружим и сколько трудностей предстоит решить юристам  в связи с таким, казалось бы, незначительным изменением классификатора.